Методы
и значение военной педагогики
Специфика учебно-воспитательного
процесса в армии определяется тем, что вооруженные силы — это особая
организация, предполагающая высокий уровень дисциплины и исполнительности
личного состава, строго регламентированные отношения между людьми —
начальниками и подчиненными, воспитателями и воспитуемыми. Повышение боевой
выучки и специальной подготовки строго обязательны для всего личного состава
армии, так как без этого нельзя достигнуть постоянной боевой готовности частей
и подразделений.
Изучение многогранных и сложных явлений военно-педагогического
процесса осуществляется разнообразными методами. Среди них: наблюдение, беседа,
педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности обучаемых и
воспитуемых, педагогической документации, опрос и др. Эти методы широко используются
в практике военно-педагогических исследований при изучении и обобщении
передового опыта обучения и воспитания. Все более широкое применение в
последние годы находят тестовые методы. Применяются также звукозапись,
фотографирование, киносъемка, интервьюирование, анкетирование.
Одним из наиболее используемых
методов изучения военно-педагогического процесса является наблюдение. Педагогическое
наблюдение отличается от житейского, повседневного наблюдения тем, что носит
плановый, целенаправленный характер. Заранее намечаются цель и задачи, объект,
методика и техника наблюдения, способ фиксирования результатов наблюдения. Для
повышения объективности офицер использует кроме личного наблюдения данные
наблюдений других офицеров и сержантов, сопоставляет их, анализирует. Для того
чтобы не ошибиться в выводах, необходимо одно и то же педагогическое явление
наблюдать многократно. Повышению точности и объективности наблюдения
способствуют фотографирование, киносъемка, магнитофонная запись и т.д.