Одним из методов изучения
практики обучения и воспитания является анализ педагогической документации:
программ, планов боевой подготовки, журналов учета результатов обучения,
материалов разборов учений, сведений о дисциплинарной практике, книг
увольнения, приема и сдачи дежурства и д.р. Важным источником необходимой
информации могут быть также фотографии, фотопланшеты, видео- и звукозапись.
Технические средства позволяют выявить то, что другими методами выявить почти
невозможно.
В практике
военно-педагогических исследований применяется как вспомогательный метод
письменный опрос (анкетный метод) Ценность этого метода в том ,что он позволяет
быстро опросить большое количество военно-служащих по заранее разработанному
вопроснику. Но так как ответы носят субъективный характер, данные этого метода
обязательно должны сравниваться с данными, полученными другими методами.
В ходе изучения опыта обучения
и воспитания методы исследования обычно используются в определенной системе,
комплексно. Выбор и использование методов требуют вдумчивого, творческого
подхода офицера
Опираясь на раскрытые
педагогические закономерности подготовки войск, военная педагогика обосновывает
конкретные цели и важнейшие принципы обучения и воспитания, определяет наиболее
действенные методы обучения и воспитания, показывает рациональные
организационные формы различных видов подготовки личного состава.
Военная педагогика исследует деятельность
воспитателей и воспитуемых, их общение и взаимоотношения в
учебно-воспитательном процессе Рассматривая деятельность офицера как
воспитателя и руководителя своих подчиненных, она обосновывает пути его
подготовки, роль и место в учебно-воспитательном процессе.